Спектакль "Ромео и Джульетта"
Литва, 2003.
Режиссер - Oskaras Korsunovas
Художник - Jurate Paulekaite
Художник по костюмам - Jolanta Rimkute
Художник по свету - Eugenijus Sabaliauskas
Композитор - Antanas Jasenka
Консультант - Leonidas Donskis
В ролях :
Бенволио
- Saulius Mykolaitis, Tomas Zaibus
Капулети - Vaidotas Martinaitis
Фриар Лоуренс - Remigijus Vilkaitis
Джульетта - Rasa Samuolyte, Rasa Marazaite
Жена Капулети - Dalia Micheleviciute
Жена Монтеки - Vesta Grabstaite
Меркуцио - Dainius Kazlauskas
Монтеки - Remigijus Bilinskas
Nurse - Egle Mikulionyte
Парис - Dainius Gavenonis
Петер - Rytis Saladzius
Принс, Аптекарь - Arunas Sakalauskas
Ромео, Бальтазар - Gytis Ivanauskas, Giedrius Savickas
Тибальт - Darius Gumauskas
О спектакле:
Признанный мировым театральным сообществом Коршуновас ставит теперь спектакли не портативные, а сценографически насыщенные, рассчитанные на большую сцену, но драйв в них остался прежний. Вот и "Ромео и Джульетта" напоминает то цирковое представление с головокружительными кульбитами, клоунскими гэгами и трюками иллюзиониста, то - особенно в начале - какое-то телешоу.
Действие разворачивается на кухне. Точнее, на кухне пиццерии - Италия все-таки.
Две команды (не семьи, а именно команды) соревнуются друг с другом в веселости и
находчивости.
В «Ромео и Джульетте» лепят не только в переносном, но и в прямом смысле. Лепят
из настоящего теста. Потому что действие происходит на огромной кухне, в
итальянской пиццерии (трагедия Шекспира, как известно, разворачивается в
Вероне). Скороводки, ножи, разделочные столы загромождают сцену. Тут явно любят
и умеют месить тесто, чтобы потом на все лады упражняться с послушной
человеческим рукам массой. Лупить друг друга толстыми, вялыми жгутами, потом
раскатывать их в блин, а потом вылепливать уродлтвых человечков. Умение ловко
обращаться с тестом означает тут состоятельность и серьезность человека. Тесто –
тест на жизненную силу, кухонные принадлежности – мерило достоинства. Меркуцио и
Тибальд перед поединком меряются тем, чем должны мериться мужчины, только у
одного в роли сравниваемого органа промеж ног зажат поблескивающий нож, а у
другого – половник.
Кухонная выгородка посредине разделена на две части, и эти половники обозначают
противостояние двух враждующих семейств. Наверху, точно на антресолях, свален
хлам из соперничающих домов – от детской коляски до старых знамен. Замыленные
древка воинственно смотрят друг на друга, словно советский и нацистский
павильоны на парижской выставке. Но причин вражды между Капулетти и Монтекки
никто не помнит. Их нынешняя вражда похожа не на идеологическое противостояние,
а на жестокую командную игру на выживание. Собственно, молодые герои, Ромео и
Джульетта, не вырваны режиссером из окружающей среды, как это обычно делается,
а, напротив, притоплены в ней. Их играют талантлевые молодые актеры Раса
Самуолите и Гитис Иванаускас (кстати, именно они играли влюбленных брата и
сестру в «Огнеликом»). Они выглядят отнюд не победителями, смертью доказавшими
силу любви, а хрупкими жертвами дурного и азартного человеческого мира, в
котором запущен механизм взаимного уничтожения. Не сразу замечаешь, что на одной
из кухонных полок притаился скелет, а на другой части кухни к стене прислонен
гроб, в котором исчезнет убитый Меркуцио. Впрочем, покойники у Коршуноваса не
прекращают быть действующими лицами спектакля. Смерть постепенно овладевает
сценой – столы к финалу выстраиваются в могильные памятники, а подносы с сырыми
заготовками из теста для аппетитных плюшек превращаются в венки у смертного ложа
Джульетты.
В спектакле, как всегда у Коршуноваса, есть несколько удивительных по силе сцен.
Например, когда кормилица наряжает уснувшую глубоким сном Джульетту в свадебное
платье, а потом - сразу же - складывает ей руки на груди: брачное ложе
становится ложем смерти. Или потрясающая финальная сцена, где Лоренцо уже после
гибели главных героев безнадежно пытается открыть крышку гроба в фамильном
склепе. Ромео и Джульетта, припорошенные мукой, крутятся в это время в чане на
самой авансцене. Какая прекрасная карусель! Крышка гроба падает. Герои вдруг
обмякают и оседают. Смерть оказалась сильнее жизни. Вражда сильнее секса.
Сильнее ли они любви - сложный вопрос. В этом не по-юношески сделанном спектакле
о юности он, по-моему, не рассматривался.