Биография Театр  Кино  Фотоальбом Мультимедия

На главную  Пресса Гостевая Ссылки Связь с админом

Посмотреть Видеоролик

Спектакль "Преступление и наказание"

Литва, 2004.

Режиссер - Gintaras Varnas
Дизайнер - Andris Freibergs (Латвия)
Дизайнер по костюмам - Juozas Statkevicius
Композитор - Giedrius Puskunigis
Видео дизайнер- Andrius Jakucionis
Дизайнер по свету - Vladimiras Serstabojevas

В ролях: Gytis Ivanauskas, Viktorija Kuodyte, Jurate Budriunaite, Ricardas Vitkaitis, Dainius Kazlauskas, Sigitas Rackys, Liucija Ruksnaityte, Ugnė Ruksaite, Edita Uzaite, Liubomiras Laucevicius, Juratė Onaityte, Gintaras Adomaitis, Daiva Stubraite, Marius Jampolskis, Eimutis Kvosciauskas, Sigitas Sidlauskas, Arnoldas Jalianiauskas, Dainius Svobonas, Tomas Erbrederis,Vilija Grigaityte.

О спектакле:

Бывший в течение последних лет «свободным художником» Гинтарас Варнас недавно возглавил Каунасский театр (в котором до этого уже поставил пять спектаклей) и осуществил первую в Литве постановку романа Достоевского «Преступление и наказание». Это большая, серьезная работа, видно, что ни режиссер, ни артисты себя не щадили и самоотверженно вживались в тяжелый материал.

Варнас не пытается с ходу выдать какую-нибудь трактовку, не делает броских режиссерских «заявлений» внутри сценического текста: он словно бы просто «читает» роман, подробно воспроизводит все его линии, переносит на сцену диалоги, ищет способы передать внутреннюю речь героя. Раскольников в исполнении Г. Иванаускаса, не только драматического актера, но и танцора, воплощает особое видение романа, его интерпретацию. Герой в этом спектакле — очень молод, что для режиссера принципиально. Родя-Иванаускас выглядит очень современно, это парень из сегодняшнего дня, а не из позапрошлого века. Небольшого роста, хрупкий подросток с соломенными волосами и большой головой, с крупными суровыми чертами лица проводит перед нами почти пять часов сценического времени. Все эти долгие часы он невыносимо, неизбывно страдает. Его ломает, корежит, гнет к земле, распирает и рвет изнутри сильнейшая душевная боль. Общение для него мучительно так же, как и одиночество, — ему плохо всегда, везде, со всеми и с самим собой. Причины этого экзистенциального страдания не называются и не исследуются, так же как и вопросы вины Раскольникова. Преступление, совершенное героем, осталось за рамками спектакля, поэтому Родя предстает не столько убийцей, терпящим наказание, сколько мучеником. Мизансцены провоцируют прямые ассоциации с Христом: над головами героев спускаются штанкеты, Раскольников взбирается на них, качается, висит и иногда замирает почти что в позе распятого. А когда он приходит прощаться с матерью и та внезапно принимается причитать, обнимая и укачивая сына на руках, невозможно не увидеть композицию Пьеты. Кажется, здесь Варнасу изменило чувство меры, так же как в той сцене, когда Иванаускас-Раскольников режет себе руку разбитой лампочкой…

Иванаускас в «Преступлении» работает очень мужественно. Его герой впервые появляется перед нами с перекошенным от боли лицом, а ведь дальше боль только усиливается, кошмар существования одолевает, напряжение растет. Как это сыграть, где взять эмоциональные ресурсы, как провести нас по всем кругам этого ада?. На экран, который служит задником, транслируется видеоизображение — параллельно сценическому действию. Варнас монтирует маленькую фигурку Раскольникова, свернувшегося на диване, с его же громадным лицом на экране. Сузившиеся от боли глаза, слеза, катящаяся по щеке… Видеоряд — проекция душевной жизни Раскольникова, его кошмарные сны и воспоминания (эпизод с избиением лошади), его внутренний раскол. Когда герой на сцене яростно отбивается от «атак» Порфирия, на экране он молча идет по бесконечному обшарпанному коридору и так никуда и не приходит. После признания Соне Раскольников бросается за экран и с обратной стороны поливает его водой из шланга: кажется, что по его лицу потоками струится густая кровь…

Публика сидит прямо на сцене, неглубокая игровая площадка сильно вытянута по горизонтали. За поднимающимся экраном в полумраке зрительного зала видны жутковатые куклы с большими, как тыквы, головами — старуха-процентщица и ее сестра. Алена Ивановна трясет головой, злорадно хихикает и манит Родю дрожащей рукой. К убитым старухам постепенно спускаются все умирающие по ходу спектакля герои.

Многочисленные персонажи романа сыграны достаточно точно и «близко к тексту», хотя достоевскую природу чувств передать удается далеко не всем. Великолепен в роли Порфирия Д. Казлаускас. Сначала кажется, что этот персонаж весь состоит из суеты, мимических хлопот, болтовни, хихиканья, обезьяньих ужимок и прыжков. Каскад трюков, сотни движений в минуту, плюшевый мишка в руках… Лицедей, хитрец, ищейка! Но вот наступает последняя встреча Порфирия с Раскольниковым — и приходит очень усталый, грустный человек в неловко расстегнутой одежде, взъерошенный, помятый. Маска сползла и обнажила лицо со следами душевной борьбы и тяжкого опыта.

Хотя рассказ о «Преступлении и наказании» и так неимоверно затянулся, необходимо еще упомянуть о том, что сценографом является знаменитый А. Фрейбергс, а музыку написал Г. Пускунигис.


Источник: Евгения Тропп "Литва: территория театра"

 

Перейти на официальную страничку спектакля  >>>

Hosted by uCoz